Ибн Таймийя - кто он по мнению ученых ахлю-Сунна?

 

Сказал имам, муджтахид, хафиз, Шейхуль Ислам Такъиюддин Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) в своей книге «ад-Дурра аль-мудыйя фи-р-радд аля Ибн Таймийя» (Светящийся жемчуг: опровержение на Ибн Таймийю):

أما بعد ، فأنه لمّا أحدث ابن تيمية ما أحدث في أصول العقائد ، ونقض من دعائم الإسلام الأركان والمعاقد ، بعد أن كان مستترا بتبعية الكتاب والسُّنّة ، مظهرا أنه داعٍ إلى الحقّ هادٍ إلى الجنّة ، فخرج عن الاتّباع إلى الابتداع ، وشذّ عن جماعة المسلمين بمخالفة الإجماع ، وقال بما يقتضي الجسميّة والتركيب في الذات المقدّس ، وأن الافتقار إلى الجزء - أي افتقار الله إلى الجزء - ليس بمحال ، وقال بحلول الحوادث بذات الله تعالى ، وأن القرءان محدَث تكلم الله به بعد أن لم يكن ، وأنه يتكلم ويسكت ويحدث في ذاته الإرادات بحسب المخلوقات ، وتعدّ في ذلك إلى استلزام قِدم العالم ، والتزامه بالقول بأنه لا أوّل للمخلوقات فقال بحوادث لا أوّل لها ، فأثبت الصفة القديمة حادثة والمخلوق الحادث قديماً ، ولم يجمع أحد هذين القولين في ملّة من الملل ولا نِحل من النّحَل ، فلم يدخل في فرقة من الفِرق الثلاث والسبعين التي افترقت عليها الأُمّة ، ولا وَقفت به مع أمة من الأمم هِمَّةٌ ، وكل ذلك وإن كان كفراً شنيعاً مما تَقِلّ جملته بالنسبة لما أحدث في الفروع 

Поистине Ибн Таймийя выступил с нововведениями в области акыды(вероубеждения) и нарушил общепринятые нормы и каноны Ислама после того как он пытался показать, что следует за Кораном и Сунной, призывает к истине, которая ведет в Рай. Однако потом он перешел от следования Корану и Сунне к следованию бидъа, которые были все ужаснее и ужаснее. Он отступил от общества мусульман  нарушив иджмаъ и заявил о телесности Аллаха, о возможности того, что Он нуждается в Своих же частях и что с Ним со временем тоже происходят изменения. Также еще, что Коран является рассказом, который рассказал Аллах после того, как его не было и еще, что Аллах молчит и разговаривает и что у Него возникают желания по  расчету на творения из этого следуют безначальность вселенной и необходимость того, что у творений нет начала.

Затем он сказал о творениях, которым нет начала и получается атрибут безначальности  новотворенным, а творения безначальными (это  по  его  мнению). Эти два мнения, не сошлись  ни в одной религии и ни в одной вере. Он не вошел ни в одну из семидесяти трех групп на которые  разделилась умма…

И все это, даже если это является ужасным, мерзким неверием - это  очень мало по сравнению с тем, что он внес в фуруах (ответвлениях).

[Такъиюддин ас-Субки, «ад-Дурра аль-мудыйя фи-р-радд аля Ибн Таймийя», предисловие]

 

Также Шейхуль Ислам Такъиюддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) в своих фетвах сказал:

وهذا الرجل- يعني ابن تيمية- كنت رددت عليه في حياته في إنكاره السفر لزيارة المصطفى صلى الله عليه و سلم ، وفي إنكاره وقوع الطلاق إذا حلف به، ثم ظهر لي من حاله ما يقتضي أنه ليس ممن يعتمد عليه في نقل ينفرد به لمسارعته إلى النقل لفهمه كما في هذه المسألة- أي مسئلة في الميراث- ولا في بحث ينشئه لخلطه المقصود بغيره وخروجه عن الحد جدا، وهو كان مكثرا من الحفظ ولم يتهذب بشيخ ولم يرتض في العلوم بل يأخذها بذهنه مع جسارته واتساع خيال وشغب كثير، ثم بلغني من حاله ما يقتضي الإعراض عن النظر في كلامه جملة، وكان الناس في حياته ابتلوا بالكلام معه للرد عليه، وحبس بإجماع العلماء وولاة الأمور على ذلك ثم مات

وَلَمْ يَكُنْ لَنَا غَرَضٌ فِي ذِكْرِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ؛ لِأَنَّ تِلْكَ أُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ وَلَكِنْ لَهُ أَتْبَاعٌ يَنْعَقُونَ وَلَا يَعُونَ وَنَحْنُ نَتَبَرَّمُ بِالْكَلَامِ مَعَهُمْ وَمَعَ أَمْثَالِهِمْ وَلَكِنَّ لِلنَّاسِ ضَرُورَاتٍ إلَى الْجَوَابِ فِي بَعْضِ الْمَسَائِلِ...

Этот человек, т.е. Ибн Таймийя, я и в прошлом тоже делал опровержение на него, когда он был еще жив на его отрицание посещения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также на его отрицание развода, если муж поклялся им.

Потом мне стало ясно из его положения, что он не из тех, на кого можно ссылаться в передаче хукма (решения), в котором он единственный передатчик, потому что он быстро переводит вопрос к своему пониманию, как он это делает в этом  вопросе (в вопросе  наследства). А также на его исследование, которое он ведет, потому что он перемешивает основную цель исследования с другими и выходит далеко за его границы. 

Он запоминал очень многое, не придерживался пути ни одного шейха (учителя) и не признавал получения знаний, а наоборот брал их по своему умозаключению вместе с его смелостью, широким воображением и склонности к просеиванию многочисленных смут. И еще до меня дошло о его положении то, что требует отказа от рассмотрения всего, что он говорит. И еще много людей пострадали от общения с ним, опровергая его. Он был заключен в тюрьму по согласованию ученых и власти и потом умер.

Нет у нас желания упоминать о нем после его смерти поскольку умма освободилась (от него), однако его последователи каркают и не успокаиваются. Мы не довольны разговором с ними и подобным им, но ради людей есть необходимость в ответе на некоторые вопросы...»

[«Фатава ас-Субки», 2/210]

 

Имам Шихабуддин ибн Джахбаль аль-Халяби (ум. 733 х/1333 м). Сказал имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м): 

قال السبكي: درس وأفتى وشغل بالعلم مدة بالقدس ودمشق.  مات سنة 733 هـ ووقفت له على تصنيف صنفه في نفي الجهة رداً على ابن تيمي وبما أنّ الرسالة مفصّلة نكتفي في المقام بذكر مقدمتها. يقول: أمّا بعد فالذي دعا إلى تصدير هذه النبذة. ما وقع في هذه المدة، مما علّقه بعضهم في إثبات الجهة [اي الحسية لله سبحانه] واغترّ بها من لم يرسخ له في التعليم قدم، ولم يتعلّق بأذيال المعرفة، ولا كبحة لجام الفهم ولا استبصر بنور الحكمة فاحببت أن أذكر عقيدة أهل السنة وأهل الجماعة ثم أُبيّن فساد ما ذكره، مع أنّه لم يدّع دعوى إلاّ نقضها ولا أطّد قاعدة إلاّ هدمها

«Он обучал, давал фетвы и занимался наукой определенное время в Иерусалиме и Дамаске, умер в 733 хиджры и я ознакомился с его сочинением, которое он составил в отрицании стороны (в отношение Аллаха) опровержением против Ибн Таймийи. И с тем, что письмо подробное мы ограничимся в этом месте с упоминанием его предисловия. Он (Ибн Джахбаль) говорит: «А затем. То, что побудило к написанию этого письма, это произошедшее в этот период, из того, что комментировал один из них, в утверждении стороны (Аллаху). И обманулся ею тот, кто не укрепился в знании, и не схватился за подолы познания, и не сдерживал узды правильного понимания и не старался понять светом мудрости. Тогда я пожелал упомянуть вероубеждение Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а, чтоб затем разъяснить недействительность того, что он (Ибн Таймийя) упомянул, вместе с тем что он не утверждал какое-нибудь утверждение, кроме как его опровергли и не укреплял правило, кроме как его разрушали»».

[«Табакат аш-шафиия аль-кубра», 9/34, 35]
 

 

Имам Салахуддин ас-Сафади аш-Шафии (696-764 х/1296-1363 м) сказал:

يقال إن الخليل بن أحمد اجتمع يوما هو وعبد الله بن المقفع فتحادثا إلى الغداة. فلما تفرقا قيل للخليل كيف رأيته قال رأيت رجلا علمه أكثر من عقله. وقيل لابن المقفع كيف رأيت الخليل قال رأيت رجلا عقله أكثر من علمه. وكذا كان فإن ابن المقفع قتله قلة عقله وكثرة كلامه شر قتلة وشر ميتة. قلت: وكذا كان الشيخ الإمام العلامة تقي الدين أحمد بن تيمية علمه متسع جدا إلى الغاية وعقله ناقص يورطه في المهالك ويوقعه في المضايق

«Говорят, что Халил ибн Ахмад однажды встретился с Абдуллой ибн аль-Мукаффа`, и они стали беседовать до утра. Когда же они разошлись, спросили Халиля: «Каким ты его увидел?». Он сказал: «Я увидел человека, знания которого больше его разума. Также спросили Ибн аль-Мукаффа`а: «Каким ты увидел Халиля?» Он ответил: «Я увидел человека, разум которого больше его знаний». Вот так это было. Поистине Ибн аль-Мукаффа`а убило его слабоумие, а его многословие наихудший вид убийства. 

Я скажу [т.е. ас-Сафади]: таким же был и шейх, имам, выдающийся ученый Такийюддин Ахмад ибн Таймийя. Он обладал обильными знаниями, но разум его был недостаточен, который втянул его в погибель и трудное положение».

[Ас-Сафади, «Шарх Лямиятуль `Аджам»]

 

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 х/1335-1393 м) сказал об Ибн Таймийе:

وطوائف من أئمة أهل الْحَدِيث ، وحفاظهم وفقائهم كَانُوا يحبون الشيخ ويعظمونه ، وَلَمْ يكونوا يحبون لَهُ التوغل مَعَ أهل الْكَلام ، ولا الفلاسفة ، كَمَا هُوَ طريق أئمة أهل الْحَدِيث المتقدمين ، كالشَّافِعِي ، وَأَحْمَد ، وإسحاق ، وأبي عبيد ، ونحوهم. وَكَذَلِكَ كثير من الْعُلَمَاء من الْفُقَهَاء ، والمحدثين ، والصالحين كرهوا لَهُ التفرد ببعض شذوذ المسائل الَّتِي أنكرها السلف عَلَى من شذ بِهَا ، حَتَّى إِن بَعْض قضاة العدل من أَصْحَابنا منعه من الإفتاء ببعض ذَلِكَ.

«Группы из имамов ахлю-Хадис, их хафизов и факихов любили шейха и уважали его. Но они не любили когда он углублялся в прениях с мутакаллимами и философами, как это является путем предыдущих имамов хадиса, как аш-Шафии, Ахмад, Исхак, Абу Убайд и подобных им. 

Также множество ученых из факихов, мухаддисов и праведников порицали в нем быть единственно придерживающимся некоторых исключенных (неправильных) мнений, за которые саляфы порицали тех, кто отклонялся ими. Даже некоторые справедливые кадии из наших ученых (ханбалитов) запретили ему давать фетвы согласно некоторым из этих (вопросов)».

  [«Зайл табакат аль-Ханабиля», 4/505]

 

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал в биографии "Кадия кадиев" Камалуддина аз-Замалкани (667-733 х/1269-1333 м): 

الإمام العلاّمة المناظر، ولد في شوال سنة 667 هـ ودرس بالشامية البرانية ـ إلى أن قال ـ : ثم ولي قضاء حلب، وصنفّ الرد على ابن تيمية في مسألتي الطلاق والزيارة

Имам, великий ученый, участвующий в диспутах, родился в Шаввале, в 667 году по хиджре. Он учился у шамовских ученых и т.д. Затем Субки добавил, что он был судьей города Халеб. Он составил книги опровергающие Ибн Таймийю в вопросах развода и посещения могил.

[«Табакату аш-шафиия аль-кубра», том 9, стр. 190-191]

 

Шейх, имам Садруддин аль-Мархали аш-Шафии (ум. 750 х/1350 м). Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал о нем:

كان إماماً كبيراً، بارعاً في المذهب والأصلين، يضرب المثل باسمه، فارساً في البحث، نظاراً مفرط الذكاء، عجيب الحافظة ـ إلى أن قال ـ : وله مع ابن تيمية، المناظرات الحسنة، وبها حصل عليه التعصّب من أتباع ابن تيمية، قيل فيه ما هو بعيد عنه، وكثر القائل فارتاب العاقل، وكان الوالد يعظّم الشيخ صدر الدين ويحبّه، ويثني عليه بالعلم وحسن العقيدة ومعرفة الكلام على مذهب الأشعري

«Он был большим имамом, способным в мазхабе и в основах, его приводили как пример, был героем в обсуждении, смышленым, удивительной памятью. Сказали, что у него была хорошая дискуссия с ибн Таймией и из-за этой дискуссии, последователи Ибн Таймийи приобрели фанатичную ненависть к нему. Об этом начали говорить люди далекие от него, говорящих об этом увеличилось и разумный впал в сомнения. Отец (Такъиюддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м)) возвеличивал Шейха Садруддина и любил его, гордился его знаниями, хорошей акыдой, познаниям каляма по мазхабу аль-Ашари»

[«Табакату аш-Шафиияти аль-Кубра», 9/253] 

 

Хафиз Абу Зурра Валийюддин аль-Ираки (762-826 х/1361-1423 м) сын хафиза Зайнуддина аль-Ираки сказал:

أما الشيخ تقي الدين ابن تيمية فهو إمام واسع العلم كثير الفضائل والمحاسن زاهد في الدنيا راغب في الآخرة على طريقة السلف الصالح ، لكنه كما قيل فيه : " علمه أكثر من عقله " فأداه اجتهاد إلى خرج الإجماع في مسائل كثيرة ، قيل أنها تبلغ ستين مسألة فأخذته الألسنة بسبب ذلك وتطرق إليه اللوم وامتحن بهذا السبب ومات مسجونا بسبب ذلك والمنتصر له يجعله كغيره من الأئمة في أنه لا تضره المخالفة في مسائل الفروع إذا كان ذلك عن اجتهاد ولكن المخالف له يقول : ليست مسائله كلها في الفروع بل كثير منها في الأصول وما كان منها في الفروع فما كان يسوغ له المخالفة فيها بعد انعقاد الإجماع عليها ولم يقع للأئمة المتبوعين مخالفة في مسائل انعقد الإجماع عليها قبلهم ، بل لم يقع لأحد منهم قول إلا وهو مسبوق به من بعض السلف كما صرح به غير واحد من الأئمة ، وما أبشع مسألتي ابن تيمية في الطلاق والزيارة وقد رد عليه فيهما الشيخ الإمام تقي الدين السبكي وأفرد رحمه الله تعالى ذلك التصنيف فأجاد وأحسن 

«Что касается шейха Такъиюддина ибн Таймийи - он имам с обширными знаниями, с множеством достоинств и похвал, аскет в мирском, склонный к ахирату по пути праведных предшественников. Однако как сказали о нем: «Знаний у него было больше чем ума». Его иджтихад довел его к нарушению иджма’ (единогласию ученых) во многихвопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти вопросов. По этой причине люди стали его обсуждать и осуждать. Он был подвержен испытанию и умер в заключении. 

Те, кто поддерживает его, считают, что он подобен другим имамам в том, что нет ему никакого вреда от его противоречия во второстепенных вопросах, если это является его иджтихадом. Однако те, кто не поддерживают его говорят, что эти вопросы не являются второстепенными, напротив, множество из них относятся к вопросам основ (религии). А что касается его противоречий во второстепенных вопросах, то не разрешается противоречить им, после того как в них установилась иджма’ (единогласное мнение). 

Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как это было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы. 

Что касается двух самых мерзких вопросов от Ибн Таймийи - это развод и посещение могилы [Пророка], в этих вопросах его опроверг шейх, имам Такъиюддин ас-Субки, да смилуется над ним Всевышний Аллах, и составил отдельную книгу, в которой прекрасно ответил ему».

 

[«Аль-Аджвибатуль Марзия аниль Асилятиль Маккия», 91-99; Мактабату Тавъиятиль Исламийя]

 

Также хафиз Абу Зурра аль-Ираки сказал в книге «Тарху тасриб»:

وللشيخ تقي الدين بن تيمية هنا كلام بشع عجيب ، يتضمن منع شد الرحل للزيارة ! وأنه ليس من القرب بل بضد ذلك ، ورد عليه الشيخ تقي الدين السبكي في شفاء السقام ، فشفى صدور قوم مؤمنين

Шейху Такъиюддину ибн Таймийи принадлежат удивительно отвратительные слова, в которых содержится запрет на путешествие к могиле и то, что это не является приближением (к Аллаху), и даже наоборот (отдаляет). А Шейх Такъиюддин ас-Субки опроверг его в книге «Шифау ас-сикъам», и излечил сердца верующих.

[«Тарху тасриб», том 6, стр. 43]

 

Шейхуль Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) сказал в книге «Фатхуль Бари фи шарх Сахих аль-Бухари», раздел достоинства совершения намаза в мечетях Мекки и Медины:

قال الكرماني  : وقع في هذه المسألة في عصرنا في البلاد الشامية مناظرات كثيرة ، وصنف فيها رسائل من الطرفين ، قلت : يشير إلى ما رد به الشيخ تقي الدين السبكي وغيره على الشيخ تقي الدين ابن تيمية ، وما انتصر به الحافظ شمس الدين بن عبد الهادي وغيره لابن تيمية ، وهي مشهورة في بلادنا ، والحاصل أنهم ألزموا ابن تيمية بتحريم شد الرحل إلى زيارة قبر سيدنا رسول الله صلى الله عليه وسلم ، وأنكرنا صورة ذلك ، وفي شرح ذلك من الطرفين طول ، وهي من أبشع المسائل المنقولة عن ابن تيمية ، ومن جملة ما استدل به على دفع ما ادعاه غيره من الإجماع على مشروعية زيارة قبر النبي صلى الله عليه وسلم ما نقل عن مالك ، أنه كره أن يقول : زرت قبر النبي صلى الله عليه وسلم ، وقد أجاب عنه المحققون من أصحابه بأنه كره اللفظ أدبا لا أصل الزيارة ، فإنها من أفضل الأعمال وأجل القربات الموصلة إلى ذي الجلال ، وأن مشروعيتها محل إجماع بلا نزاع ، والله الهادي إلى الصواب 

Аль-Кирмани (717-786 х/1317-1384 м) сказал: В этом вопросе (отправления в путь) произошло много разногласий в нашем веке в городах Шама. С обеих сторон были составлены книги.

Я (аль-Аскалани) говорю: он указывает на то, что опроверг шейх Такиюддин ас-Субки и другие, шейха Такиюддина ибн Таймийю, и чем поддержал аль-Хафиз Шамсуддин ибн Абдуль-Хади и другие Ибн Таймийю. Это известно в наших городах. Говоря вкратце, они сказали, что Ибн Таймийя запрещал отправляться в путь для посещения могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мы отрицаем один из видов этого. Разъяснений на эту тему с обеих сторон много. Это одно из самых отвратительных (мерзких) мнений переданных от Ибн Таймийи.

К тем доказательствам, что использовали для отрицания иджмы (единогласие ученых) о дозволенности посещения могилы относятся слова имама Малика, который сказал что не желательно говорить: «Я посетил могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Но, воистину, мухаккики (ученые исследователи) из числа учеников имама ответили на это тем, что он считал не желательным само выражение, выражая адаб, а не суть самого зиярата. Воистину зиярат - это одно из самых лучших деяний и самых великих средств приближения к Всевышнему Аллаху. Законность этого подтверждено иджмой бесспорно. Всевышний Аллах наставляет на правильный путь.

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари фи шарх Сахих аль-Бухари», том 3, стр. 53] 
 

Также хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) сказал:
 

قوله ( كان الله ولم يكن شيء قبله ) تقدم في بدء الخلق بلفظ " ولم يكن شيء غيره " وفي رواية أبي معاوية كان الله قبل كل شيء وهو بمعنى كان الله ولا شيء معه وهي أصرح في الرد على من أثبت حوادث لا أول لها من رواية الباب ، وهي من مستشنع المسائل المنسوبة لابن تيمية ، ووقفت في كلام له على هذا الحديث يرجح الرواية التي في هذا الباب على غيرها
 

«"Был Аллах и не было ничего до него" так же есть другой вариант с указанием о начале творения "и не было ничего кроме Него". Так же в риваяте от Абу Муавия "Аллах был до всего", т.е. "Был Аллах и не было ничего вместе с Ним". И это наилучшее доказательство в опровержении идеи об " (акте) творения, не имеющего начало". И это одно из мерзких убеждений, которые относят к Ибн Таймийи. И он (Ибн Таймийя) предпочел риваят в этой главе ("Был Аллах и не было ничего до него") другим риваятам ("Был Аллах и не было ничего вместе с Ним"). Хотя общий смысл этих риваятов говорит о том, что сам акт творения имеет начало, а не наоборот, а согласно общему мнению нужно опираться на общий смыл риваятов, а не противопоставлять один другому».


[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх аль-Бари», том 13, стр. 504-505; Дару с-Салям]

 
 

Имам Такъиюддин Абу Бакр аль-Хисни (752-829 х/1351-1426 м) сказал в своей книге «Даф Шубах мин Шабах»::

وكان الشيخ زين الدين ابن رجب الحنبلي ممن يعتقد كفر ابن تيمية وله عليه الرد، وكان يقول بأعلى صوته في بعض المجالس: معذور السبكي في تكفيره

И был Шейх Зайнуддин ибн Раджаб аль-Ханбали из тех, кто считал Ибн Таймийю кафиром, и у него имеется опровержение на него. Ибн Раджаб на некоторых своих собраниях громким голосом говорил: Поистине извиняем Имама ас-Субки в своем такфире Ибн Таймийи.

[Абу Бакр аль-Хисни, «Даф Шубах мин Шабах», стр. 123]

 

Шейхуль Ислам, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) в своей фетве об акыде имама Ахмада, после того как сказал, что он (имам Ахмад) очищал Всевышнего Аллаха от придания стороны, телесности, и остальных недостатков, сказал:

وإياك أن تصغي إلى ما في كتب ابن تيمية وتلميذه ابن قيم الجوزية وغيرهما ممن اتخذ إلهه هواه وأضله الله على علم ، وختم على سمعه وقلبه وجعل على بصره غشاوة فمن يهديه من بعد الله ، وكيف تجاوز هؤلاء الملحدون الحدود وتعدوا الرسوم وخرقوا سياج الشريعة والحقيقة فظنوا بذلك أنهم على هذى من ربهم وليسوا كذلك بل هم على أسوإ الضلال وأقبح الخصال وأبلغ المقت والخسران وأنهى الكذب والبهتان فخذل الله متبعه وطهر الأرض من أمثالهم 

Ты остерегайся прислушиваться того, что написано в книгах Ибн Таймийи и его ученика ибн Къайма аль-Джавзия и др. Оба они взяли богом свою страсть, сбил Аллах их с правильного пути, хотя они обладали знаниями, Аллах опечатал их слух и сердце, и поместил на нём завесу. Кто же может наставить человека, когда Аллах отдалил его?! И перешли эти безбожники границы и разорвали Шариат и Хакикат. И подумали они, что этим они на убеждениях Истины, однако они не являются таковыми, наоборот они на наихудшем заблуждении и на отвратительных качествах, в проигрыше, в чрезмерной лжи и наговоре. И Аллах не оказал помощи их последователям и очистил землю от подобных им.

[Ибн Хаджар, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 364-365]

 

Также имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) сказал в книге «аль-Фатава аль-Хадисия», отвечая на вопрос о критике со стороны Ибн Таймийи в адрес поздних суфиев:

ابن تيمية عبد خذله الله وأضلَّه وأعماه وأصمه وأذلَّه، وبذلك صرح الأئمة الذين بينوا فساد أحواله وكذب أقواله، ومن أراد ذلك فعليه بمطالعة كلام الإمام المجتهد المتفق على إمامته وجلالته وبلوغه مرتبة الاجتهاد أبي الحسن السبكي وولده التاج والشيخ الإمام العز بن جماعة وأهل عصرهم، وغيرهم من الشافعية والمالكية والحنفية، ولم يقصر اعتراضه على متأخري الصوفية بل اعترض على مثل عمر بن الخطاب وعلي بن أبي طالب رضي الله عنهما كما يأتي. والحاصل أنْ لا يقام لكلامه وزن بل يرمي في كلّ وَعْر وحَزَن، ويعتقد فيه أنه مبتدع ضالّ ومُضِّلّ جاهل غال عامله الله بعدله، وأجازنا من مثل طريقته وعقيدته وفعله آمين 

Ибн Таймия - раб, отвергнутый Аллахом, введённый в заблуждение, ослеплённый, лишённый слуха и униженный. Это было ясно сказано имамами, которые разъяснили его нечестие и лживость его заявлений. Всякий желающий убедится в этом может прочесть слова имама и муджтахида, чей имамат, величие и достижение им ранга иджтихада является общепризнанным, Абуль-Хасана [Такиюддина] ас-Субки, его сына Таджа [ас-Субки], имама 'Изза ибн аль-Джама'а, ученых их времени, а также других шафи'итских, маликитских и ханафитских учёных.

Он (т.е. Ибн Таймия) не ограничился своей критикой поздних суфиев, но также он критиковал подобных Умару ибн аль-Хаттабу и Али ибн Аби Талибу, да будет доволен ими Аллах, и таким образом слова его не стоят какого-либо внимания, их можно развеять по пустыням и пустырям, а тот, кто верит в это - является "мубтадиъом", заблудшим и вводящим в заблуждения других, "джахилем" и "гаалем". Да поступит с ним Аллах по справедливости, и да хранит Аллах нас от подобных ему - в его пути, в его убеждениях и в его делах. Амин.

[Ибн Хаджар, «аль-Фатава аль-Хадисийя»]

 

Имам Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014 х/1606 м) в своем комментарии к книге «аш-Шифа» Кади Ийяда аль-Малики, пишет:

وقد أفرط ابن تيمية من الحنابلة حيث حرم السفر لزيارة النبي ـ صلَّى الله عليه وآله وسلم ـ كما أفرط غيره حيث قال: كون الزيارة قربة معلوم من الدين بالضرورة. وجاحده محكوم عليه بالكفر، ولعلّ الثاني أقرب إلى الصواب، لأنّ تحريم ما أجمع العلماء فيه على الاستحباب يكون كفراً، لأنّه فوق تحريم المباح المتفق عليه في هذا الباب

«Нет сомнения в том, что ибн Таймийя из числа ханбалитов проявил небрежность, когда запретил путешествие к могиле Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с целью "зиярата" (посещения). Равным образом явил чрезмерность тот, кто стал утверждать, будто посещение могилы Посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), есть вид поклонения, который известен всякому муслиму (алиму и безграмотному "амми"), и поэтому всякий отрицающий его неминуемо впадает в "куфр". Однако, несмотря на данный факт, второе мнение, пожалуй, ближе к истине, чем мнение ибн Таймийи, ибо запрещение вещи, относительно желательности, которой сошлись все ученые, является "куфром". Так как запрещение признанного всеми желательного дела (мустахабба) – это гораздо более серьезно, чем запрещение признанного всеми (шейхами) дозволенного (мубаха)».

[Али аль-Кари, «Шарх аля Шифа», том 1, стр. 30]

Имам Ибн ‘Аллян ас-Сиддыки аш-Шафии (996-1057 гг.х) писал в своем шархе на «Манасик» имама ан-Навави:


لا نظر لإنكار ابن تيمية للزيارة كما أشرنا إليه، فإنه كما قال العز بن جماعة : ( عبد أضله الله )، وقد أطال في الرد عليه التقي السبكي في تصنيف مستقل،وتجرأ بعض تلامذة ابن تيمية فرد كلام السبكي وسماه ( الصارم المنكي ) ـ أي بالنون ـ ورددت عليه ذلك في ( المبرد المبكي ) ـ أي بالموحدة ـ وهو لطيف أعان الله على إتمامه

«Не заслуживает внимания отрицание Ибн Таймией зиярата, как мы уже указали (ранее) на это. Поистине он таков, как о нем сказал Иззуддин ибн Джама‘а «раб - которого заблудил Аллах». Такиюддин ас-Субки удлинил в опровержении на него в отдельной книге. Затем набрался смелости один из учеников ибн Таймийи и сделал опровержение на ас-Субки. Назвал он книгу «Сарим аль-мунки», а я уже сделал опровержение на него (т.е. на ибн Абдуль-Хади автора «Сарим аль-мунки») и назвал книгу «Мубрад аль-мубки».
[Цитировалось по книге «Нусратуль имам ас-Субки би радди сарим аль-мунки» (стр. 7-8) шейха, аллямы Ибрахима ас-Самнуди]

 

Имам Аш-Шихаб Аль-Хафаджи (977-1069 х/1569-1659 м) в своем шархе под названием «Насимур Рияд фи Шархи Шифаиль Кади Ийад» пишет: 

وفي هذا رد على ما قاله ابن تيمية من أن استقبال القبر الشريف في الدعاء عند الزيارة أمر منكر لم يقل به أحد ولم يرو إلا في حكاية مفتراة على مالك، يعنى هذا القصة التي أوردها المصنف رحمه الله هنا ، ولله دَرُّه حيث أوردها بسند صحيح وذكر أنه تلقَّاها عن عدة من ثقات مشايخه

«В этом есть радд/опровержение словам Ибн Таймиййи, что якобы «повернутся к священной могиле во время зиярата, когда делаешь дуа является плохим поступком, никто не говорил такого и не было передано это кроме как в истории в которой оклеветали Имама Малика» - под клеветой имеет в виду историю которую передал Мусанниф (Кади Ийад), да смилуется над ним Аллах, здесь.

Он (Кади Ийад) достоин похвалы, так как передал эту историю с достоверным иснадом и сказал, что он брал эту историю от своих многочисленных шейхов».

[«Насимур Рияд фи Шархи Шифаиль Кади Ийад», 4/486]

 

Аль-Алляма, Кади Юсуф ан-Набхани (1265-1350 х/ 1849-1932 м) сказал в своей книге «Шавахидуль Хакк», после того как привел ряд имен упрекающих Ибн Таймийю:

فقد ثبت وتحقّق وظهر ظهور الشمس في رابعة النهار أنّ علماء المذاهب الأربعة قد اتّفقوا على ردّ بدع ابن تيمية، ومنهم من طعنوا بصحة نقله، كما طعنوا بكمال عقله، فضلا عن شدة تشنيعهم عليه في خطئه الفاحش في تلك المسائل الّتي شذّ بها في الدين، وخالف بها إجماع المسلمين، ولا سيما فيما يتعلّق بسيّد المرسلين صلَّى الله عليه وآله وسلم

Установлено и доказано, как появление солнца в четверть дня,  что ученые четырех мазхабов сошлись на опровержении новшеств Ибн Таймийи. Из них (ученых 4-х мазхабов) подвергали сомнению достоверность его передач, кто-то подвергал сомнению совершенство его разума, не говоря уже о сильной критике в его адрес. В его грубых ошибках, в тех вопросах в которых занял позицию, которую никто до него не говорил и противоречил этим иджмаъу мусульман, особенно в том, что связано с господином Посланников (да благословит его Аллах и приветствует).

[«Шавахидуль Хакк», стр. 191] 

 

Имам Абдуль-Хай аль-Лякнави аль-Ханафи (1264-1304 х/1848-1888 м) в своей книге «Икаматуль худжа» сказал: 

هو أحمد بن عبد الحليم بن عبد السلام بن عبد الله بن أبي القاسم بن ابن تيمية الحراني الدمشقي تقي الدين أبو العباس الحنبلي ، له باع طويل في معرفة أقوال السلف ، وقل أن يذكر مسألة إلا ويذكر فيها مذاهب الأئمة الأربعة ، وبرع في العلم وصار من كبار العلماء في حياة شيوخه ، كذا قال الذهبي ، وقد مدحه غاية المدح تاج الدين السبكي وابن سيد الناس وغيرهم كما هو مبسوط في الدرر الكامنة ، لابن حجر العسقلاني ، وقد نُقِلَ عنه عقائد فاسدة شنَّع عليه بها اليافعي وابنُ حجر المكي وغيرها، وهو بشر له ذنوب وخطأ، فلينتبه الإنسان على خطئه، وليُقِرَّ بمهارته وفضله، وكانت وفاته – على ما ذكره ابن حجر – سنة ثمان عشرين وسبعمائة في الحبس بأمرِ سلطان زمانه. منه رحمه الله تعالى.

 

«Он - Ахмад ибн Абдул-Халим ибн Абдус-Салям ибн Абдуллах ибн Аби Касим ибн Таймийя аль-Харани, ад-Димашки, Такиюддин Абуль-Аббас аль-Ханбали. Он обладал большими познаниями изречений "салаф салих". Крайне редко случалось, что бы он, когда велась речь по какому-либо вопросу Шариата, не приводил бы мнения факихов четырех известных правовых школ Ислама. Добился больших успехов в получении и усвоении знания, став одним из самых больших ученых еще при жизни своих шейхов-учителей. В таких словах говорит о нем имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах. В свое время его очень хвалили имам Таджуддин ас-Субки (сын Шейхуль Ислам Такиюддина Субки), ибн Сайиду ан-Нас и другие. Как говорится об этом подробно в «ад-Дурару аль-Кямина» имама ибн Хаджара аль-Аскалани, да смилуется над ним Аллах. Как передают от него тоже заблуждения и ошибки связанные с вероубеждением (акыда), за что подвергался он жесточайшей критики со стороны таких ученых, как имам аль-Яфии, ибн Хаджар аль-Хайтими аль-Макки и других. Но он (ибн Таймия) - человек, поэтому не застрахован от грехов и ошибок. Пусть же муслим будет осторожен в том, что касается ошибок его и отдаст вместе с этим должное его - ибн Таймийи -благочестию и познанию. Умер шейх ибн Таймийя - как пишет об этом имам ибн Хаджар аль-Аскалани - в 728 году по хиджре, находясь в тюремном заключении согласно указу амира его времени. Да смилуется над ним Аллах».

[Аль-Лякнави, «Икаматуль худжа», стр. 29]

Также имам Абдул-Хайй аль-Лякнави аль-Ханафи (1264-1304 гг.х) писал:

 


وأما نفس زيارة القبر النَّبوي فلم يذهب أحد مِن الأئمة وعلماء المِلَّة إلى عصر ابن تيمية إلى عدم شرعيته، بل اتفقوا على أنها مِن أفضل العبادات وأرفع الطاعات. واختلفُوا في ندبها ووجوبها: فقال كثير منهم بأنها: مندوبة، وقال بعض المالكية والظَّاهرية أنها: واجبة، وقال أكثر الحنفية أنها: قريب مِن الواجب، وقريب الواجب عندهم في حُكْم الواجب. وأوَّل مَن خرق الإجماع فيه وأتى بشيء لم يَسبَق إليه عالِم قبله هو: ابن تيمية!! فإنه جعل نفس زيارة القبر النَّبوي أيضاً غير مشروعة، وكثير مِن أتباعه وإن أنكروا صحَّة هذا القول منه وهو الذي كنتُ أظنه سابقاً لكن معاينة (الصَّارم) لتلميذه جعلني على يقين مِن إنكاره نفس المشروعية كما لا يخفى على مَن طالعه


«Что касается самого зиярата к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то ни один из имамов и ученых общины до времен ибн Таймийи не считали его незаконным согласно Шариату. Напротив, они были единогласны в том, что это одно из наиболее ценных поклонений и высшей покорности. У ученых были разногласия лишь в том, является ли это желательным или же обязательным. Большинство из них сказали, что это желательно, но некоторые маликиты и захириты сказали, что это обязательно. Большинство из ханафитов сказали, что это близкое к обязательному, а близкое к обязательному у них подпадает под хукм обязательного.

И первый, кто противился единогласию ученых (иджма’) в этом и сказал то, что никто до него не говорил из ученых – это ибн Таймийя. Поистине, он посчитал незаконным согласно Шариату сам зиярат к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Большинство из его последователей, даже если и отрицают достоверность этого мнения от него – я и сам до недавнего времени предполагал также – однако ознакомление с книгой «ас-Сарим» его ученика дало мне убеждение об отрицании им узаконености зиярата, как это не скрыто тому, кто читал ее».
[Аль-Лякнави, «Ибраз аль-гъайй аль-ваки’ фи шифаъ аль-‘айй», стр. 100]

 

Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари аль-Ханафи (1296-1371 х/1879-1952 м) сказал в пояснении к «ас-Сайфу ссакыль» имамаТакиюддина ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) в главе "Противоречие высказываний Ибн Таймийи Шариату":

يوجد من يذكره - يعني ابن تيمية - بلقب شيخ الإسلام - وللمبتدعة افتتان بهذا التلقيب لزعمائهم - إيهاماً للضعفاء في العلم أن ما يدعو إليه هذا الزائغ هو الإسلام الصحيح ، ويُخاف على من يستمر على تلقيبه به بعد أن عرف مخالفاته لشرع الإسلام ، ومن ذكره بهذا اللقب من أهل السنة إنما ذكره قبل أن يجاهر ذلك المبتدع ببدعه المعروفة ، وأما من استمر على هذا التلقيب من المتأخرين فإنما استمر جهلاً ببدعه التي نقلناها من أوثق المصادر أو ظناً من أنه تاب وأناب وحافظ على عهوده

«Среди людей имеются те, кто называют его (ибн Таймийю) "Шейхуль Ислам" - и надо сказать, что "мубтадиа" (вносящие в религию Ислам нововведения) просто очарованы присваиванием сего титула (т.е. Шейхуль Ислам) своим лидерам, желая тем самым внушить слабым в знаниях людям, что то, к чему призывает этот отклонившийся от Истины человек, есть правильный Ислам.

(Отсюда) существуют серьезные опасения относительно того, кто продолжает именовать его (ибн Таймийю) подобным титулом, после того как стало достоверно известно для него все противоречия Ибн Таймийи исламскому шариату.

Те же ученые "Ахлю Сунны", которые называли его "Шейхуль Исламом", называли его так до того, как стал этот "мубтадиа" (вносящий нововведения в Ислам) высказывать свои известные нововведения.

Кто же из поздних ученых продолжал давать Ибн Таймийе подобное звание, делал это, находясь в неведении относительно нововведений его, которые приводим мы из самых достоверных источников, либо полагая, что он, Ибн Таймийя, покаялся и стал соблюдать свои обещания и договоры...».

Категория: Ислам и современность | Добавил: bashkir (2014-11-16) W
Просмотров: 1352 | Рейтинг: 0.0/0
close