Среда, 2018-11-21, 5:30 AM
bashkirlife
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
СОЦСЕТИ
facebook
vk
Google+
Мой мир
Lj
Ок
Twitter
Меню сайта
...
ФОРМА ВХОДА
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Ислам и современность [46]
Проповеди [9]
Различные проповеди
Мазхаб Абуханифы [8]
Статьи.
Рассказы [12]
Рассказы. Русская классика. [1]
Классические произведения российских, советских авторов.
ПОИСК
Наш опрос
ОЦЕНИТЕ МОЙ САЙТ
Всего ответов: 107
ФОТОГРАФИИ САЙТА
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ислам » Ислам и современность

МУРАБАХА

Баи’ муаджжаль (продажа с отсроченным платежом)

 

1. Продажу, в которой стороны соглашаются, что оплата может быть отсрочена, называют «баи’ муаджжаль».
 
2. «Баи’ муаджжаль» действителен, если срок истечения платежа установлен в однозначной манере.
 
3. Назначенный срок оплаты может быть фиксированным или со ссылкой на конкретную дату, либо с указанием периода, к примеру, три месяца, но он не может быть установлен в отношении будущего события, точная дата которого неизвестна или сомнительна. Если срок оплаты неизвестен или сомнителен, продажа не действительна.
 
4. Если устанавливается конкретный срок оплаты, к примеру, один месяц, то считается, что он начинается со времени поставки, если стороны не договорились иначе.
 
5. Отсроченная цена может быть больше, чем цена при оплате наличными, но она должна быть фиксированной на момент продажи.
 
6. Как только цена установлена, она не может быть уменьшена в случае более ранней оплаты и не может быть увеличена в случае неплатежа.
 
7. Иногда, чтобы оказать нажим на покупателя, чтобы он оплатил товар в срок, покупателя могут предупредить, что в случае неплатежа он должен будет пожертвовать некоторую указанную сумму на благотворительной цели. В этом случае продавец может получить такую сумму от покупателя, но он не должен делать ее частью своего дохода, а использовать ее на благотворительные цели от имени покупателя. Детальное обсуждение этого вопроса будет позже в этой главе.
 
8. Если товар продается в кредит, продавец может поставить условие покупателю, что, если тот не уплатит взнос в срок, остающиеся взносы необходимо будет оплатить немедленно.
 
9. Чтобы гарантировать уплату товара, продавец может попросить покупателя предоставить обеспечение в форме залога или сбора на любой из его существующих активов.
 
10. Покупателю также может быть предложено подписать вексель1, но обратите внимание, вексель или счет не могут быть проданы третьему лицу по цене, отличающейся от его номинальной стоимости.
 

Мурабаха

 

1. Мурабаха – это особый вид продажи, когда продавец явно объявляет стоимость, которую он потратил на приобретение товара, с добавлением к ней некоторой прибыли или превышения цены сверх этой суммы.
 
2. Прибыль в мурабаха может быть определена взаимным согласием сторон, или в единовременной сумме, или как отношение прибыли к стоимости товара.
 
3. Все расходы, понесенные продавцом при приобретении товара, например, грузовые, таможенные пошлины и т. д., должны быть включены в себестоимость, и наценка может применяться к совокупности затрат. Тем не менее, текущие расходы бизнеса, как заработная плата персонала, аренда помещений и т. д. не могут быть включены в стоимость отдельной сделки, поскольку прибыль, которая берется сверх цены, включает в себя эти расходы.
 
4. Мурабаха действительна только тогда, если может быть установлена точная стоимость товара. Если точная стоимость не может быть установлена, товар не может быть продан на основе мурабаха. В этом случае товар должен быть продан на основе сделки мусавама (когда цена устанавливается путем договора между продавцом и покупателем), то есть без любой ссылки на стоимость или на отношение к стоимости товара. Цена товара в таких случаях должна быть определена в единовременно выплачиваемой сумме по взаимному согласию.
 
Пример 1. А купил пару обуви по цене 100. Он хочет продать ее на основе мурабаха с 10%-ым повышением цены. Точная стоимость известна. Мурабаха-сделка действительна.
 
Пример 2. А купил готовый костюм и пару обуви в единой сделке по единовременно выплачиваемой сумме в 500. А может продать костюм и обувь на основе мурабаха. Но он не может продать обувь отдельно на основе мурабаха, потому что отдельная стоимость обуви неизвестна. Если он хочет продать обувь отдельно, он должен продать ее по цене единовременно выплачиваемой суммы независимо от издержек или наценки.
 

Мурабаха как модель финансирования

 

Изначально мурабаха – это особый вид продажи, а не способ финансирования. Идеальный способ финансирования согласно Шариату – это мудараба и мушарака, которые обсуждались в первой главе. Однако в текущей экономической ситуации есть определенные практические трудности в использовании этих инструментов в некоторых областях финансирования. Поэтому современные эксперты по шариату дозволили использование мурабаха согласно определенным условиям, на основе отсроченного платежа, как способа финансирования. Но есть два существенных момента, которые нужно полностью понимать в отношении нее:
 
1. Никогда нельзя упускать из вида, что, первоначально мурабаха – это не способ финансирования. Это только способ избежать процентов и не идеальный инструмент для того, чтобы выполнить реальные экономические цели Ислама. Поэтому такой инструмент должен использоваться в качестве временной меры, совершенной в процессе исламизации экономики, и его использование должно быть ограничено только теми случаями, где невозможно использовать мудараба и мушарака.
 
2. Второй важный момент: сделка мурабаха не появляется, если мы просто заменяем слово "процент" словами "прибыль" или "наценка". Фактически, мурабаха как способ финансирования была дозволена учеными Шариата с некоторыми условиями. Если эти условия полностью не соблюдаются, мурабаха недопустима. Фактически, это соблюдение таких условий, которые могут провести четкую границу между процентной ссудой и сделкой мурабаха. Если этими условиями пренебрегают, сделка становится недействительной согласно Шариату.
 

Основные аспекты финансирования на основе мурабаха

 

1.Мурабаха – это не ссуда, выданная с процентами. Это продажа товара по отсроченной цене, которая включает согласованную прибыль, добавленную к первоначальной стоимости товара. 
 
2. Будучи продажей, а не ссудой, мурабаха должна соответствовать всем условиям, необходимым для действительной продажи, особенно перечисленным ранее в этой главе.
 
3.Мурабаха не может использоваться в качестве способа финансирования, кроме тех случаев, когда клиент нуждается в средствах, чтобы купить некоторые товары. Например, ему нужны средства, чтобы купить хлопок в качестве сырья для его хлопкоочистительной фабрики, банк может продать ему хлопок на основе мурабаха. Но когда средства требуются для каких-то других целей: к примеру, для оплаты предметов потребления, уже купленных клиентом, или оплата счетов за электричество или других нужд, или для того, чтобы заплатить зарплату его сотрудникам, мурабаха не может быть произведена, потому что мурабаха требует реальной продажи каких-то предметов потребления, а не просто выдачи ссуды.
 
4. Финансист должен получить товар в собственность прежде, чем он продаст его своему клиенту.
 
5. Товар должен перейти во владение финансиста, физическое или законное (фактическое), в том смысле, что он должен нести риск за товар, хотя бы в течение короткого периода.
 
6. Лучший способ для мурабаха, согласно Шариату, состоит в том, что сам финансист покупает товар и сохраняет его в своей собственности  или покупает товар через третье лицо, назначенное им в качестве агента, прежде чем он продаст его клиенту. Однако в исключительных случаях, где прямая закупка от поставщика не реальна по некоторым причинам, также допускается, что он может сделать самого клиента своим агентом, чтобы тот покупал товар от его имени. В этом случае клиент сначала покупает товар от имени своего финансиста и принимает его во владение как агент. После этого он покупает товар у финансиста за отсроченную цену.
 
Он владеет товаром сначала как агент своего финансиста. В этом качестве он только опекун, в то время как право собственности на товар находится у финансиста, и риск за товар (как логическое следствие собственности) также несет он. Но когда клиент покупает товар у своего финансиста, собственность, так же, как и риск, передаются клиенту.
 
7. Как отмечалось ранее, продажа не может иметь место, если товар не находится во владении продавца, но продавец может обещать продать его, даже когда товар не находится в его владении. То же самое правило применимо к мурабаха.
 
8. В свете вышеупомянутых принципов финансовое учреждение может использовать мурабаха в качестве способа финансов, приняв следующую процедуру:
 
Во-первых, клиент и учреждение подписывают полное соглашение, посредством чего учреждение обещает продать и клиент обещает покупать товары время от времени на согласованном отношении прибыли, добавленной к стоимости. Это соглашение может определить предел, до которого кредит может быть взят.
 
Во-вторых, когда определенный товар требуется клиентом, учреждение назначает клиента своим агентом для покупки товара от своего лица и соглашение об этом подписано обеими сторонами.
 
В-третьих, клиент покупает товар от имени учреждения и берет его владение в качестве агента учреждения.
 
В-четвертых, клиент сообщает учреждению, что купил товар от своего имени, и в то же самое время делает предложение о покупке его у учреждения.
 
В-пятых, учреждение принимает предложение, и продажа совершается, после чего собственность, так же, как риск товара, передается клиенту.
 
Все эти пять стадий необходимы, чтобы мурабаха была действительной. Если учреждение покупает товар непосредственно от поставщика (что предпочтительно), оно не нуждается в посредничестве. В этом случае второй этап будет пропущен, и на третьей стадии само учреждение приобретет товар у поставщика, а четвертая фаза будет ограничена совершением предложения клиентом.
 
Наиболее существенным элементом сделки является то, что в период между третьей и пятой 
стадией риск за товар должно нести учреждение. Это единственное качество мурабаха, которое отличает ее от сделки, основанной на проценте. Поэтому данное условие должно соблюдаться с должной старательностью любой ценой, иначе сделка мурабаха становится недействительной согласно Шариату.
 
9. Также необходимым условием для законности мурабаха является то, что товар приобретается от третьего лица. Покупка товара от самого клиента на соглашении бай-бэк (с обратной закупкой)2 не дозволена в Шариате. Таким образом, мурабаха, основанная на соглашении с обратной закупкой есть не что иное, как сделка, основанная на проценте.
 
10. Вышеупомянутая процедура финансирования мурабаха – это сложная сделка, где у вовлеченных в нее сторон есть различные качества (они выступают в разных качествах) на различных этапах.
 
(a) На первом этапе учреждение и клиент обещают продать и купить товар в будущем. Это не фактическая продажа. Это просто обещание произвести продажу в будущем на основе мурабаха. Таким образом, на данном этапе отношения между учреждением и клиентом – это отношения того, кто дает обещание, и кто его получает.
 
(б) На втором этапе отношение между сторонами – это отношения руководителя и агента.
 
(в) На третьем этапе отношении между учреждением и поставщиком как между покупателем и продавцом.
 
(г) На четвертом и пятом этапе отношения покупателя и продавца вступают в стадию отношений между учреждением и клиентом, и, так как продажа производится на основе отсроченного платежа, между ними одновременно появляются отношения должника и кредитора.
 
Все эти качества нужно учитывать, и они должны проявляться в сделке, со всеми вытекающими последствиями, каждое – на своем этапе, и эти качества никогда нельзя смешивать или путать друг с другом.
 
11. Учреждение может попросить клиента гарантировать каким-то образом своевременную выплату отсроченной суммы. Оно может попросить его, чтобы он подписал вексель (то есть документ, в котором содержится обязательство уплатить определенную сумму), но это можно сделать после того, как фактическая продажа имела место, то есть на пятом этапе. Причина состоит в том, что вексель подписывается должником в пользу кредитора, но отношение должника и кредитора между учреждением и клиентом начинается только на пятом этапе, после чего между ними имеет место фактическая продажа.
 
12. В случае неуплаты покупателем суммы в срок цена не может быть увеличена. Однако если он обязался в соглашении отдать некую сумму на благотворительность, как сказано в 7-м пункте правил баи’ муаджжаль, он будет обязан выплатить сумму, обещанную им. Но эта сумма, которую заплатит покупатель, не является частью дохода финансиста. Он обязан потратить ее на благотворительные цели от имени покупателя, как это будет позже подробно объяснено.
 

 



Источник: http://darulfikr.ru/story/fiqh/islamic_finance_6
Категория: Ислам и современность | Добавил: bashkir (2014-08-08) | Автор: bashkir
Просмотров: 507 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2018
ДРУЗЬЯ
...

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
...